Права и обязанности пациентов

Основные права и обязанности пациентов в сфере охраны здоровья

Обращаясь в медицинскую организацию, каждый человек становится пациентом. Действующее законодательство предоставляет пациенту широкий перечень прав в сфере охраны своего здоровья и налагает на него ряд обязанностей.

ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Права пациента универсальны, они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи. Пациент имеет право на:

  1. Выбор медицинской организации и выбор врача (с учетом согласия врача).
  2. Уважительное и гуманное отношение со стороны работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.
  3. Получение информации о фамилии, имени, отчестве, должности его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи.
  4. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  5. Получение консультаций врачей-специалистов.  
  6. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
  7. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболеваний, диагнозах и прогнозах, целях, методах обследования, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах.
  8. Получение информации о состоянии своего здоровья в доступной форме. Если гражданин признан в установленном законом порядке недееспособным, предоставление информации осуществляется их законным представителям. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли, за исключением случаев, установленных Законодательством РФ. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме пациенту и членам его семьи, если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
  9. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационаре.
  10. Защиту информации, содержащейся в медицинских документах пациента, составляющей врачебную тайну, которая может предоставляться без согласия пациента только в случаях, предусмотренных ст.13 Федерального Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основе охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  11. Отказ от медицинского вмешательства.
  12. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
  13. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.
  14. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых в стационарных условиях не требует отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
  15. Получение платных медицинских услуг в соответствии с Прейскурантом цен на медицинские услуги, оказываемые учреждением.
  16. В случае нарушения прав пациент может обратиться с устным или письменным обращением к лечащему врачу, заведующему отделением, курирующему заместителю или руководителю учреждения, либо направить обращение в вышестоящие органы. Застрахованные по ОМС лица могут обращаться в свою страховую компанию: защищать ваши законные интересы — это ее обязанность.
  17. При желании выразить устную либо письменную благодарность сотрудникам Учреждения, пациент либо посетитель может обратиться к заведующему отделением, курирующему заместителю или руководителю Учреждения (в письменном обращении необходимо указать возможность предоставления информации Учреждением третьим лицам). 

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ:

  1. Принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья: вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. Несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.
  2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. 
  3. Соблюдать внутренний распорядок работы учреждения, тишину, чистоту и порядок.
  4. Строжайшим образом выполнять требования и рекомендации лечащего врача.
  5. В случаях крайней необходимости покинуть отделение или учреждение предварительно согласовать в письменной форме продолжительность и причину отсутствия с лечащим врачом или заведующим отделением, поставить в известность дежурную медицинскую сестру.
  6. Уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи, проявлять доброжелательность и вежливое отношение к другим пациентам.
  7. Предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, аллергических реакциях, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях.
  8. Исполнять требования пожарной безопасности, при обнаружении источников пожара, иных источников, угрожающих общественной безопасности, пациент должен немедленно сообщить об этом дежурному персоналу.
  9. Сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи.
  10. Бережно относиться к имуществу учреждения и других пациентов, не оставлять без присмотра свои вещи, открытые палаты. За действия, повлекшие за собой причинение ущерба имуществу Учреждения, пациент несет материальную ответственность в соответствии с Гражданским Законодательством РФ.
  11. Являться на прием к врачу в назначенные дни и часы.
  12. Соблюдать лечебно-охранительный режим, предписанный лечащим врачом, соблюдать рекомендуемую врачом диету.
  13. При отказе от какого-либо медицинского вмешательства, пациент оформляет письменный добровольный отказ. 

При несоблюдении пациентом предписаний врача или правил внутреннего распорядка медицинской организации лечащий врач по согласованию с вышестоящим руководителем медицинской организации может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если отказ непосредственного не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

Подробнее с правами и обязанностями граждан в сфере охраны здоровья можно познакомиться с помощью следующих документов:

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Приказ КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер» «Об утверждении правил внутреннего распорядка» от 22.07.2018 №122, с изменениями от 10.08.2018.

На заметку
Горячая линия по вопросам
нарушения порядка назначения и выписки
обезболивающих препаратов:
8-991-369-94-87
(круглосуточно)

жалоб и обращений граждан 
+7 (3852) 507-179 (с 8 - 17 ч.)
Записаться на прием
Написать обращение
Оставить отзыв
Кабинет стомированных
Антикоррупционная политика
Информационная мозаика
Личный кабинет пациента
https://www.takzdorovo.ru/